Как Студия новой музыки возродила русский авангард: к 30-летию ансамбля

В Москве открылся фестиваль "СтудияФест", посвященный 30-летию уникального инструментального ансамбля современной академической музыки. В чем оригинальность Студии новой музыки, как прошло открытие и какие события обещает фестиваль, рассказывает "РГ".
Предоставлено организаторами фестиваля

В рамках фестиваля в новом пространстве "Артемьев-центр" представили выставку, где репрезентована история ансамбля и объекты с самых ярких выступлений.

Что такое новая музыка?

Можно послушать звук капель, стекающих с тряпки на барабанную мембрану, звонко стучащие голландские деревянные башмаки, банку с гвоздями, которую можно потрясти в разной амплитуде и темпе, и многое другое.

Новая музыка - полное отстранение от канонов, это вечный эксперимент и провокационный диалог со зрителем. Новый музыкальный язык отрицает привычное звучание, здесь господствуют диссонанс, шум, а звуковые нагромождения летят в сторону зрителя в хаосе. Здесь же сочетаются живое и неживое - электроника и акустика, а также свет и звук.

Это постоянная игра с пространством и временем. В размышлении о том, что есть искусство, художник всегда ходит по краю обрыва. Любой предмет, издающий звук, может быть инструментом, а любой звук - музыкой. Так по завету одного из отцов авангарда итальянца Луиджи Ноно музыка есть все, что слушается с намерением слушать музыку.

К слову, такие эксперименты с музыкой не являются новшеством. Как известно, на рубеже XIX-XX веков революция в сфере искусства охватила весь мир, а Россия не стала исключением. Авангардисты создавали свои экстраординарные концепции, ломая шаблоны.

Студия новой музыки, появившаяся 30 лет назад, практически с нуля выстраивала традиции академической современной музыки в России. Это не только концертирующий ансамбль, а целая "экосистема", соединяющая чувствование и познание. Студия воспитывает новых артистов, композиторов и художников, которые исследуют безграничные возможности искусства, звука и собственных сил.

Ведущий ансамбль был создан в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым (ныне ректором Московской консерватории). Дебютное выступление ансамбля было во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Тогда же в Московской консерватории был открыт класс Оркестра современной музыки.

Сегодня Студия дает возможность открывать малоизвестные страницы музыки: вернулись к жизни партитуры Александра Мосолова, Владимира Дешевова, Артура Лурье... Сочинения некоторых из них прозвучали на открытии фестиваля 18 сентября в Рахманиновском зале.

Всю программу объединяла тема бесконечного движения, влияния урбанистической культуры и технического прогресса. Так, на концерте под управлением Сергея Акимова прозвучали "Завод" Мосолова и "Рельсы" Дешевова. Артисты буквально выстраивали завод. Хлесткие удары смычков по струнам и бой по клавишам имитировали рев неумолимо работающей машины. Жесткая, а моментами топорная музыка пугала своей настойчивостью и громкостью, срывая овации после каждого произведения.

Это был взгляд сквозь эпоху - авторы начала XX века столкнулись вместе с нашими современниками через сочинения "Форсаж" Владимира Тарнопольского (российская премьера), "Посвящение Онеггеру" Юрия Каспарова и Parovoz Structures Алексея Сюмака.

А во втором отделении прозвучит триптих Professor Bad Trip - культовое сочинение итальянского композитора Фаусто Ромителли, где сложная спектральная техника встречается с брутальным психоделическим роком.

На открытии фестиваля доктор искусствоведения, проректор по научной работе Московской консерватории Константин Зенкин отметил: "Новая музыка в России имела блестящую, хотя и очень сложную историю, связано это, конечно, с социальными потрясениями. В истории прочно закрепились, к примеру, "Русские сезоны" Дягилева и балеты Стравинского, оказавшие колоссальное влияние на всю мировую музыку. Но дальше в советское время судьба авангарда была тяжелой. Когда я был студентом, такие имена, как Николай Рославец, не упоминались. А вот благодаря деятельности ансамбля весь пласт русского авангарда воскрешен. Важно отметить, что ансамбль создавался в связке с научно-творческим подразделением. Проводились встречи с Пьером Булезом, Лахенманом, Янисом Ксенакисом, Фаусто Ромителли и другими знаменитыми композиторами. Это делает Московскую консерваторию особым заведением, но я это говорю не сколько с гордостью, а сколько с сожалением, потому что такое должно быть везде. Я поздравляю наш ансамбль и желаю, чтобы ансамбль вышел на новые рубежи и укреплял свои международные связи".

Кстати

Студия выступала на лучших сценах мира, таких как Берлинская филармония, Konzerthaus, парижский Cite de la Musique, венецианский театр Малибран. Студия - единственный российский ансамбль, выступавший на Международных курсах новой музыки в Дармштадте. Для ансамбля писали лучшие композиторы современности - Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденев, Фарадж Караев, Юрий Каспаров и другие.

Регулярно проводятся фестивали, мастер-классы, спецпроекты в университетах, в том числе таких известных как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. Ансамбль открывает нашему зрителю сочинения мировых авторов, проводя российские премьеры, произведения российских молодых композиторов звучат за рубежом.

До 19 октября в рамках "СтудииФест" на крупнейших культурных площадках Москвы пройдут концерты, образовательные мероприятия и презентация книги, хрестоматии и медиа-архива.